Последние несколько лет, в предпринимательской среде, все чаще произносятся слова, связанные с различными ожиданиями. Чаще всего, тональность их, сугубо отрицательная:
- ресурсов и инвестиций нет,
- экономические перспективы совершенно непонятны,
- налоги будут расти,
- административное давление и регуляторные ограничения возрастают,
- уверенность в собственных силах снижается,
- потребительские активность и способности ограничены,
- и так далее.
Все это действительно вызывает тревоги и озабоченность, поскольку происходящие события регулярно подтверждают худшие опасения. Позиция наших экспертов, относительно ближайшей экономической перспективы, также не вызывает оптимизма. Все это, приводит к неприятным размышлениям о будущем:
- риски растут и такая тенденция продолжится,
- угрозы потери бизнеса и активов возрастают,
- все труднее мотивировать персонал,
- конкуренция окончательно перестает быть справедливой.
Наши позиция и логика, заключаются в следующем - пришло время «повзрослеть» и начать принимать взвешенные решения. Давайте объективно посмотрим на вещи: далеко не всегда мы озадачивались вопросами планирования бизнеса, разработкой стратегий и тактик, формированием управленческих моделей и контролем качества. Большинству из нас, казалось, что все это придумано консультантами, чтобы вытягивать из нас деньги. Также как, выполнить работу или оказать услугу не вовремя, не считалось чем-то из ряда вон выходящим.
Мы полагаем, что сегодня, каждый предприниматель, размышляя над собственными бизнес ожиданиями, должен задать себе ряд ключевых вопросов:
- Что я действительно хочу создать и в чем мои Цели и ценности?
- Насколько мой потенциал соответствует моим ожиданиям?
- Как далеко я готов пойти, чтобы реализовать свои планы и амбиции?
Мы считаем, что начинать сейчас серьезные проекты в «одиночку», является большой ошибкой. Времена изменились и, то, что вчера можно было реализовать за счет азарта и предпринимательской смекалки, на сегодня явно недостаточно. Кроме того, начиная новый проект или масштабируя действующий бизнес, подумайте о том, кому Вы завтра сможете все это продать. По какой цене. И как быстро. Вот эти простые вопросы, часто кажутся нам наивными и мы не считаем правильным задать их себе, искренне полагая, что строим бизнес «на века» и не для продажи. И это ошибка.
Смысл, который мы закладываем при написании данной статьи, заключается в следующем:
- С одной стороны, возможности для роста и выживания в бизнесе, существенно сократились и данная тенденция продолжается;
- В тоже время, появляется целый ряд новых перспектив, которые, по нашим ощущениям, могут и принесут реальную пользу и выгоды.
И эти перспективы заключаются в следующем:
- Формирование «продуманного», до мелочей, бизнеса, основанного на КАЧЕСТВЕ продукта и на признании роли Потребителя, как главного действующего лица;
- Построение легитимной, открытой и прозрачной бизнес модели, которая сейчас и завтра будет понятна инвестору и потенциальному покупателю;
- Обеспечение защиты бизнеса, благодаря различным финансовым инструментам (которых имеется множество, даже сейчас) и создании моделей, которые мы называем: «круговая ограда» и «бизнес на колесах».