В своей работе "Мукаддима" (Введение в историю) Ибн Хальдун обратился к причинам подъема и упадка стран и народов.
В частности, ученый делал акцент на уменьшении государственных издержек на наемную армию. Многие развитые страны взяли эту рекомендацию на вооружение и за счет этого увеличивают экономический излишек, переключая ресурсы на сферу образования и развитие человеческого потенциала.
Ученый также был против налогообложения и тарифов, препятствующих торговле и производству.
Он не одобрял участие государства в производстве и торговле. Он был убежден, что бюрократы не в состоянии понять принципы коммерческой деятельности, и не имеют той же мотивации, что и торговцы.
Предсказывал относительное понижение экономического излишка и упадок стран, где в торговле и производстве участвует государство, и считал большую армию препятствием для развития торговли, производства и повышения экономического излишка.
Здравый смысл экономических принципов, сформулированных ибн Хальдуном, теперь понемногу начинают осознавать и менее развитые страны. Здесь начинает прослеживаться тенденция к приватизации.
Развитые страны пытаются уменьшить инвестиции и затраты на армию и военно-промышленный комплекс для увеличения вложений в сферу образования, науки и техники с целью повысить эффективность предприятий частного сектора и их конкурентоспособность на внешнем рынке. Более того, те же промышленные страны следуют политике льготного налогообложения, способствующей процветанию торговли и производства.
Эти и другие экономические принципы, о которых пойдет речь ниже, ибн Хальдун считал необходимым условием построения цивилизованного общества.
Ибн Хальдун стал первым ученым, который систематизировал функции экономики, указал на важность технической базы, специализации производства и внешней торговли для получения экономического излишка, а также проанализировал роль государства и его политику стабилизации как средство обеспечения производительности и занятости населения.
Кроме того, Ибн Хальдуна интересовали вопросы оптимального налогообложения, сокращения государственных служб, льготы и средства материального стимулирования, организационная структура, нормативно-правовая база, экономические ожидания, производство, теория стоимости.
Опять-таки, ибн Хальдун стал первым экономистом, который был вооружен представлением об экономическом излишке и предложил биологическую теорию подъема и упадка наций. Его стройная общая экономическая теория определяла и его подход к истории.
Никто за всю историю экономической мысли не создал столь последовательной теории общей экономики, которая объясняла бы и предсказывала бы подъем и упадок цивилизаций, стран и империй, как это сделал ибн Хальдун в своей "Мукаддима". Его учение не только эмпирически и теоретически объясняет последствия государственной политики в области производства, торговли, понятия инвестиций и разделения труда, но также позволяет предсказать, насколько жизнеспособным является то или иное государство.
Поскольку государство обладает важными функциями в общественной, политической и экономической жизни страны, благополучие общества требует объяснить роль и природу государства. По ибн Хальдуну, роль государства заключается в охране закона и порядка, способствующих хозяйственной деятельности.
Кроме того, в цивилизованном обществе для осуществления торговли и производства необходима защита имущественных прав, торговых путей, мир и стабильность.
Экономический излишек повышается там, где государственная политика благоприятствует экономической активности. Для обеспечения необходимых услуг и функционирования соответствующих государственных служб государству следует взимать минимальную сумму излишка путем налогообложения. Ибн Хальдун считает, что оптимальное налогообложение имеет место, когда государство налогами не препятствует производству и торговле.
Если государство пытается увеличить размеры бюрократической системы и наемной армии за счет чрезмерного обложения налогом экономического излишка, специализация, производство и торговля будут ослаблены. В результате произойдет уменьшение экономического излишка.
Поэтому "рост абсолютной власти в государстве является причиной упадка экономического процветания и, как следствие, государства и города", потому что обложение слишком высокими налогами, раздутая наемная армия и бюрократический аппарат "препятствуют экономической активности предпринимателей. Это ведет к уменьшению совокупного дохода государства и требует новых мер для повышения этого дохода: налогов в натуральной форме, акцизов, конфискаций и, что хуже всего, прямого вмешательства государства в экономическую деятельность за счет участия в коммерции".
По мнению ибн Хальдуна, государство должно брать на себя ответственность изменять ожидания предпринимателей, занимаясь организацией общественных служб для создания рабочих мест и доверия. В рамках политики стабилизации государство должно строить дороги, центры торговли и принимать другие меры для поощрения торговли и производства. Но "прямое вмешательство государства в экономическую деятельность за счет участия в коммерции" может вызвать упадок государства и его экономики.
Вмешательство государства в саму коммерцию, приведет к разрастанию бюрократического аппарата и армии. В результате государственного вмешательства в торговые и экономические дела предприниматели не смогут нормально заниматься торговлей и получать прибыль от своих предприятий.
Тирания государства начинается с его прямого вмешательства в торгово-экономическую деятельность и ведет к сокращению торговли, производства, специализации и упадку ремесел. Как результат, резко снижается экономический излишек. Население городов и промышленных центров начинает искать альтернативные места проживания. Оно уходит из городов, из-за чего падает спрос на товары и услуги, что, в свою очередь, приводит к упадку цивилизованного образа жизни, в том числе экономической. И тогда вся страна возвращается назад, к примитивизму.
Роль государства в стабилизации экономики для порождения избыточного спроса была описана ибн Хальдуном за пятьсот лет до того, как
Кейнс
привлек внимание всего мира к необходимости превышения спроса над предложением для повышения производительности и создания рабочих мест.
По ибн Хальдуну, самое лучшее государство - государство с минимальным бюрократическим аппаратом, минимальной армией, задачей которой является обеспечение законности и порядка, минимальным налогообложением граждан ради финансирования деятельности государства.
Ибн Хальдун изучал экономику, социологию, политологию и другие науки для того, чтобы разобраться в поведении человека и его истории. Почти за триста лет до
Адама Смита
Ибн Хальдун говорил, что разделение труда является важным источником экономического излишка. По его мнению, если среда благоприятна для специализации, предприниматель заинтересован в том, чтобы заниматься дальнейшей торговлей и производством. Действительно, специализация происходит там, где человек способен получить выгоду от затраченных им усилий.
При условии закона и порядка, специализация связана с рабочей силой, торговлей, производством и размерами налогообложения. Вот что говорил ибн Хальдун о том, как происходит обособление различных видов трудовой деятельности:
"Каждый отдельный вид ремесла нуждается в работниках, причем, в опытных работниках. Чем более многочисленны и разнообразны этапы производства в том или ином ремесле, тем больше людей в него вовлечены. Причем каждая группа работников занимается своим делом. Постепенно в ремесле все более четко выявляются различные виды работ, люди, которые ими занимаются, приобретают все больший опыт в том, что делают. Время и постоянные повторения одних и тех же действий способствуют созданию и укоренению ремесел".
Этими строками ибн Хальдун столь ясно указал на принцип массового производства, важность обучения на практике и повышения профессиональной квалификации, что дальнейшие разъяснения уже не требуются
По ибн Хальдуну, разделение труда предполагает согласованность различных функций факторов производства, когда "то, что получено благодаря взаимодействию в группе людей, удовлетворяет потребности во много раз большего числа людей".
Позднее на ту же тему Адам Смит говорил в связи с получением предпринимателем выгоды "на продаже продуктов их труда или на том, что эти работники прибавили к стоимости обрабатываемых материалов".
Ибн Хальдун дал краткое экономическое обоснование разделения труда и, соответственно, согласованности внутри него: "Совместный труд производит больше, чем нужно и необходимо работникам". По тому же поводу он сказал, что "с помощью кооперации работников можно удовлетворить потребности гораздо большего количества людей, чем число этих работников".
Ибн Хальдун считает, что функция предпринимателей – согласовывать и обеспечивать взаимодействие факторов производства в соответствии с рыночными силами.
По ибн Хальдуну, при условии мира, законности и порядка, различных видов трудовой деятельности тем больше, чем больше численность населения.
По мнению ибн Хальдуна, очевидно, что разделение труда при условии взаимодействия и согласованности факторов производства является источником экономического излишка. Частичное понимание происхождения этого излишка привело
Рикардо
и Маркса
к выводу об эксплуатации рабочего класса. То есть, Рикардо и Карл Маркс – лишь не слишком прилежные ученики ибн Хальдуна, которые интерпретировали часть его связной теории экономического излишка. Именно это заблуждение позволило Марксу заявить, что "труд сам по себе является производительным".
Поскольку труд является единственным источником формирования прибавочной стоимости, капиталисты занимаются эксплуатацией, присваивая эти излишки. Чтобы избежать эксплуатации труда капиталистами Карл Маркс предложил изменить социальное устройство общества путем революции и уничтожения капиталистов.
С другой стороны, ибн Хальдун также указывает, что "прибыль, которую извлекает человек, есть стоимость, полученная от его труда". Он говорит о "большой прибыли, полученной из-за большого объема доступной рабочей силы, которая создает эти прибыли".
Но в то же время ибн Хальдун принимает во внимание продуктивную деятельность не только работников, но и предпринимателей. И в этом случае об эксплуатации говорить нельзя.
Ибн Хальдун считает, что и работники, и предприниматели – уважаемые члены общества, которые пытаются получить максимальную отдачу от своей деятельности в виде прибылей и заработной платы. Для ибн Хальдуна прибыль является первопричиной коммерческих начинаний, а ожидание прибыли ведет к расширению производства.
Более того, "коммерция подразумевает попытку получить прибыль за счет повышения капитала, путем покупки товаров по низкой цене и их продажи по высокой цене". То есть, смысл в том, чтобы "купить дешевле и продать дороже".
Для ибн Хальдуна очевидно, что "прибыль, которую извлекает человек, есть стоимость, полученная от его труда", но эта стоимость, стоимость рабочей силы определяется законом спроса и предложения. Именно этого не учел Карл Маркс и его горячие приверженцы.
Ибн Хальдун считает, что согласованность, взаимодействие и направленность факторов производства на повышение экономического излишка – важный и ценный процесс, которым занимается предприниматель, прилагая все усилия для получения выгоды от своей хозяйственной деятельности. Он тратит свое время, энергию и капитал на поиск товаров и услуг, чтобы "купить дешевле и продать дороже" и получить прибыль.
Ибн Хальдун высоко ценит предпринимательскую инициативу, благодаря которой предприниматели эффективно координируют и направляют факторы производства. Именно поэтому они совершенно справедливо заслуживают прибыли от своих рискованных предприятий.
Опять-таки на несколько веков опередив других ученых, ибн Хальдун постулировал, что цена товаров и услуг определяется спросом и предложением. Если товар редок и пользуется спросом, его цена высока. Торговец будет покупать такой товар там, где он дешевле и не является дефицитным, и продавать там, где его недостаточно и он пользуется спросом, по более высокой цене.
Более того, он предложил концепцию долговременных издержек производства в маршалловском понимании.
Ибн Хальдун отстаивает стабильную кредитно-денежную политику. Он против того, чтобы власти играли на стоимости валюты. Ученый предостерегает, что власти могут поддаться соблазну обесценить деньги, чтобы строить себе дворцы и финансировать наемную армию. Этот процесс приводит к инфляции. Население потеряет доверие к валюте. Ученый считал, что это недопустимо и несправедливо.
Защита покупательной способности денег, будучи одним из приоритетов политики государства, должна осуществляться на справедливых началах. Для этого он предложил создавать независимые кредитно-финансовые учреждения, подчиняющиеся верховному судье, "богобоязненному человеку", который не позволил бы правителям манипулировать денежной стоимостью и обесценивать деньги.
Кроме того, ибн Хальдун говорил и о количестве денег. Современная теория денег опирается на его утверждение о том, что "количество денег не имеет значения для благосостояния страны".
По мнению ученого, монетарная политика должна быть стабильной, продуманной и направленной на защиту покупательной способности денег, что является вопросом справедливости. Население должно быть защищено от несправедливой политики правителей, которые обесценивают деньги. Стабильная национальная валюта повышает доверие народа к деньгам, торговле и производству.
Ибн Хальдун не только против вмешательства государства в производственную и сельскохозяйственную деятельность, он также против его вмешательства в формирование цен на товары и услуги.
Если государство с помощью своих полномочий и силы "скупает товары по самой низкой цене", правитель "может заставить продавца снизить цену" и "вынуждает торговцев или фермеров, которым нужен этот товар, покупать у него". Правитель "принимается скупать сельскохозяйственные продукты и товары у их владельцев, которые к нему приходят, по ценам, которые он устанавливает сам на свое усмотрение. Потом, когда наступает подходящий момент, он перепродает их субъектам предпринимательства, которые находятся в его подчинении, по ценам, которые он сам устанавливает".
Такого рода политика, считает ибн Хальдун, влечет за собой следующие последствия:
- "Фермеры и торговцы больше не способны самостоятельно заниматься торговлей, которая позволяла им зарабатывать и обеспечивать себя".
- Став постоянной, подобная практика "лишает их любой инициативы в предпринимательстве, что разрушает бюджетно-налоговую структуру".
- "Со временем участие правителя в торговле может привести к разрушению культуры и цивилизации".
- Политика фиксированных цен "ещё более опасна, вредна и разрушительна для субъектов предпринимательства, чем участие государства в коммерции или сельском хозяйстве, которое быстро оборачивается вредом для предпринимателей, становится губительным для их доходов и снижает культурную активность".
После 1960-х годов некоторые экономисты, особенно в США, начали обращаться к теме права собственности и его влияния на экономическое развитие. Ибн Хальдун еще несколько сот лет назад вынес свое суждение по этому вопросу. Защита и обеспечение имущественных прав должна быть закреплена законодательно и является залогом выживания цивилизации.
По мнению ибн Хальдуна, "когда пропадает инициатива приобретать и получать имущество, человек не предпринимает никаких усилий для его приобретения. Степень и частота нарушений права собственности определяет, насколько ослабевают усилия субъекта, направленные на приобретение имущества".
Ибн Хальдун предсказывает упадок экономической активности, если право собственности не защищается и не обеспечивается:
"Если нападки на собственность принимают обширный и всеобщий характер, распространяясь на все средства обеспечения существования, повсеместным явлением становится деловая пассивность, потому что всеобщий характер посягательств на собственность означает всеобщее разрушение инициативы в предпринимательстве. Если нападки на собственность незначительны, приостановка деятельности с целью получения прибыли, соответственно, недолговременна".
Цивилизация, ее благополучие и процветание предпринимательства зависят от производительности, трудовых ресурсов и разнообразных усилий людей по извлечению интереса и прибыли.
Если люди перестают заниматься предпринимательской деятельностью для получения средств к существованию, если они прекращают делать то, что приносит им доход, происходит спад предпринимательства и все приходит в упадок.
Ибн Хальдун прослеживает четкую связь между правом собственности и справедливостью.
Для него, "человек продолжает существовать только благодаря собственности. Единственный способ обеспечения собственности – это ее культивация. Культивация возможна только через справедливость. Справедливость является балансирующим началом в человечестве".
Когда бы не происходило посягательство на собственность, оно является актом несправедливости. Ибн Хальдун говорит, что "люди, которые собирают несправедливые налоги, совершают неправедное. Те, кто посягает на собственность, совершают неправедное. Те, кто отнимают собственность, совершают неправедное. Те, кто не позволяет людям пользоваться их правами, совершают неправедное. Вообще, все те, кто отнимают собственность силой, совершают неправедное", а "неправедное губит цивилизацию".
Ибн Хальдун указывает, что важность права собственности и соблюдения справедливости, ярко прослеживается в исламе. При отсутствии справедливости, по его мнению, "совершается уничтожение человеческого рода. Об этом мудро говорит религиозный закон, подчеркивая необходимость пяти вещей: Защиты религии, души (жизни), интеллекта, потомства и имущества".
Поскольку "неправедные призывают искоренить человеческий род, приведя к разрушению цивилизации, уже это является достаточным основанием для того, чтобы несправедливость была запрещена".
Итак, ибн Хальдун стал одним из немногих успешных теоретиков, проанализировавших поведение человека и общества как единого целого и части всего человечества, его влияние на подъем и упадок цивилизации в зависимости от снижения и роста экономического излишка. По мнению ибн Хальдуна, цикл развития цивилизации заканчивается с разрушением надстройки общества.
Вначале "стремление к роскошному образу жизни вдохновляет человека на героические поступки, борьбу и преодоление трудностей, на созидание. Потом человек борется снова, но уже не ради надежд, которые он лелеял раньше. Подталкиваемый страхом голода, он борется просто за выживание, и как первобытный человек, который боролся по той же причине, он проявляет свою животную натуру, возвращаясь к жизни животного".
Очевидно, что ибн Хальдун открыл огромное количество фундаментальных понятий экономики за несколько столетий до их официального рождения. Он открыл ценность и необходимость разделения труда еще до Адама Смита, опередил Риккардо в открытии трудовой теории стоимости, и опередил труды Кейнса по функции государства как стабилизатора экономики.